Культура
Просвещение
Новый этап в истории просвещения России начался в первые годы века. В 1804 г. был принят университетский устав, положивший начало постепенной перестройке органов народного образования в России. Край вошел в состав Казанского учебного округа. На Урале создавались начальные школы (приходские училища) с годичным сроком обучения в губернских и уездных городах. Обучаться в них могли дети низших сословий. Финансирование возлагалось на городские и крестьянские общества. Второй ступенью школьной системы были уездные двухклассные училища, где преподавали грамматику, чистописание, закон божий, основы физики, геометрии, ремесел и рисования. Среднее образование давали гимназии. Здесь учились главным образом дети дворян и чиновников. Гимназии были созданы в 1808 г. в Перми, в 1811 - в Вятке, в 1828 г. - в Уфе. К середине века в них обучалось около 500 гимназистов.
Наряду со школами системы министерства просвещения, создаются школы министерством внутренних дел, госимуществ, финансов, удельного и духовного ведомств. Открылись школы казачьего войска. В Оренбурге в 1824 г. было образовано Неплюевское военное училище, получившее статус кадетского корпуса. Там обучались дети чиновников, офицеров, казаков, башкирской знати.
Школы для обучения грамоте организовывало и мусульманское духовенство — низшего типа (мектебе) и более высокого типа (медресе). В мордовских, чувашских и коми-пермяцких селениях открывались начальные общеобразовательные школы удельными ведомствами и частными лицами.
Важным событием в культурной жизни Урала стало создание публичных библиотек, книгами которых могли за определенную плату пользоваться все желающие. Одной из первых была библиотека в Чермозе Пермской губернии, основанная в 1812 г. Позднее были созданы библиотеки в Сарапуле (1835), Уфе и Перми (1836), Вятке (1837), Кунгуре (1840) и другие.
В крае даже в первой половине века продолжало существовать местное летописание в таких центрах, как Чердынь, Соликамск, Верхотурье.
Появляется на Урале и книгопечатание. В 1792 г. в Перми возникла первая на Урале типография. В 1801 г. основывается типография в Уфе, в 1803 г.— в Екатеринбурге, а в 1827 г.— в Оренбурге, где с 1832 г. печатались книги на арабском языке. В 1838 г. в губернских центрах возникли «Губернские ведомости», с которых берет свое начало история провинциальной периодической печати на Урале.
Наука и техника
В первой половине века продолжается изучение природы Урала. И хотя Академия наук в это время не направляла на Урал ни одной экспедиции, его посетил целый ряд крупных ученых. В 1829 г. немецкий ученый-натуралист А. Гумбольдт, профессор А. Я. Купфер (1828), английский геолог Р. Мурчисон (1840—1841) и другие. Проводится большая работа по описанию геологических богатств края и его экономического потенциала. Здесь выделяются работы А. Ярцева, А. Дерябина, И. Германа. В 1825 г. в Екатеринбурге начинает работать Горное общество. По инициативе общества в городе создается в 1834 г. «Музеум», ставший вскоре одним из богатейших минералогических собраний мира.
В крае начинают формироваться кадры ученых-исследователей из числа местной интеллигенции. Многое было сделано уральскими инженерами и техниками. Л. И. Брусницын (1784—1857), работавший на Березовских золотых промыслах, в 1814 г. создал впервые в России экономически выгодную технологию добычи россыпного золота и разработал систему устройства для промывки золотоносного песка.
Паровоз Черепановых. Чертил А. Черепанов. 30-е годы XIX в.
Талантливые мастера Казанцев и Истомин, под руководством инженера П. Г. Соболевского, построили в 1816—1817 гг. два первых парохода, плававших по Волге и Каме. Крупный вклад в дело развития русской техники внесли крепостные нижнетагильские механики Ефим и Мирон Черепановы, построившие первый в России паровоз и паровую железную дорогу. Еще в 1824 г. Е. А. Черепанов построил первую на тагильских заводах паровую машину. В конце того же года они побывали в Петербурге и Швеции «для присмотра машин». После возвращения Черепановы приступают к изготовлению целой серии паровых машин, для чего открыли на Выйском заводе механическую мастерскую, производившую для всего Нижнетагильского округа машины и механизмы. Они строят, несмотря на большие трудности, в августе 1834 г. «пароходный дилижанец». Он перевозил по рельсам на расстояние 800 метров 3,5 т груза со скоростью 15 км в час. Первая в России железная дорога была построена на Урале на три года раньше Царскосельской. А на Полевском заводе в 1839 г. был построен паровоз для Царскосельской дороги, оказавшийся дешевле и лучше иностранных образцов.
Искусство
Развитие в первой половине века приобрела художественная обработка камня. Наибольшего расцвета достигает «русская мозаика» — изготовление изделий из малахита и лазурита. Делаются успешные шаги по дальнейшему развитию мозаичного искусства, в частности флорентийской мозаики, «резного художества» — искусство изготовления камней. Рождается новая
отрасль изготовления «накладок»: пресс-бюваров, красочных натюрмортов из различных камней.
Успеху в развитии художественной обработки камня способствовало участие крупнейших русских архитекторов в создании проектов уральских изделий. Екатеринбургская гранильная фабрика работала по рисункам А. Воронихина, К. Росси, И. Гальберга, А. Брюллова, А. Тебенева, К. Тона. Вазы и чаши занимают первое место среди изделий фабрики. Именно в них с особенной яркостью и силой проявилось великолепное мастерство уральских камнерезов.
В 1814 г. в Златоусте началось строительство фабрики белого (парадного) оружия. Для первых изделий этой фабрики характерно влияние немецкой школы. Однако уральские художники смело вводят в художественное оформление не только орнаментальные мотивы, преобладавшие у немецких оружейников, но и сюжетные сцены. Значительное место в их композициях заняли батальные сцены, связанные с войной 1812 г. В 30—40-е гг. происходят заметные стилистические изменения: типичным становится стремление к чистой поверхности булатного клинка, а в 40—60-е гг. господствующее положение заняла художественная насечка. К числу выдающихся металлургов, работавших на Урале, относится и инженер П. П. Аносов. Ему удалось на Златоустовских заводах разработать новый способ получения литой стали и раскрыть секрет булата. Он явился основоположником отечественной металлографии.
Архитектура
В первой трети века российская архитектура переживала расцвет. Это связано с созданием грандиозных архитектурных ансамблей, пронизанных пафосом гражданственности. Архитекторы широко используют чугунное литье, скульптуру. Большого подъема достигло чугунное литье: скамейки, диваны, кресла, вазы. Много прекрасных образцов их было в парках Петербурга и Москвы.
На Урале возводимые производственные здания и сооружения формировались в комплексы. Реконструкция заводов проводилась при активном участии архитекторов Горного ведомства. Реформа горного ведомства 1806 г. привела к учреждению должности архитектора горных заводов, горных округов и Главного правления горных заводов. Более 70 архитекторов внесли свой вклад в промышленное зодчество Урала. Наиболее крупными из них были М. Свиязев, А. Комаров, М. Малахов, В. Печенкин, С. Дудин, А. Вяткин, Л. Мальцев. Большинство из них окончили Академию художеств в Петербурге и были воспитаны на традициях классицизма.
Особенно следует выделить конторы Нижнетагильского (арх. А. Чеботарев) и Верхисетского заводов, здание Уральского горного правления в Екатеринбурге (арх. М. Малахов). Конторы заводов строились часто с портиками и завершениями в виде башен, предназначавшихся для сторожевой и противопожарной службы. Каждый из городов-заводов отличался самобытным архитектурно-художественным и композиционно-пространственным решением.
Важно подчеркнуть роль М. Малахова, приехавшего в 1815 г. на работу в Екатеринбург в качестве архитектора Екатеринбургского завода, а с 1832 г. главного архитектора Горного правления. Среди его работ, построенных в Екатеринбурге, выделяются дворцово-усадебный комплекс Расторгуева, ансамбль административных и производственных сооружений Верх-Исетского завода и Новотихвинский женский монастырь. Крупным центром развития архитектуры становится Пермь.
Верхотурье. Вид Кремля
Этот губернский город выдвинулся в число ведущих архитектурных центров страны в результате появления в нем на посту архитектора Уральского горного правления И. Свиязева. Тогда же существенно меняется облик одного из крупнейших металлургических центров Урала — Нижнего Тагила.